В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Субсидии и компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются также на уплату взноса на капитальный ремонт.
Компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются тем категориям граждан, которые в соответствии с законодательством РФ имеют право на получение компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Также субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости ЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи (Закон Калининградской области от 12.07.2006 года “О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг”).
На территории Калининградской области установлена максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в следующих размерах (Постановление Правительства Калининградской области от 06.07.2015 г. № 376):
- для семей, имеющих среднедушевой доход до 6000 рублей – 15 % совокупного дохода семьи;
- для семей, имеющих среднедушевой доход от 6000 до 8000 рублей – 18 % совокупного дохода семьи;
- для семей, имеющих среднедушевой доход от 8000 до 10000 рублей – 20 % совокупного дохода семьи;
- для семей, имеющих среднедушевой доход свыше 10000 рублей – 22 % совокупного дохода семьи.
В случае превышения фактических платежей ЖКУ над допустимой величиной расходов (определяется как произведение совокупного дохода семьи на соответствующий процент) граждане могут обращаться за субсидией.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ст. 159 Жилищного кодекса РФ, п. 6 раздела 1 постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761).
То есть неуплата взноса на капитальный ремонт приводит к наличию у собственника задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, а как следствие — к отказу в назначении мер социальной поддержки.
Прием заявлений на оформление субсидии и компенсации осуществляет Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту проживания гражданина.
Категории граждан, имеющих 50-процентную компенсацию на оплату взноса на капитальный ремонт
1) лица, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
2) лица, эвакуированные из зоны отчуждения, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
3) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
4) семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
5) дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, указанных в части второй статьи 25 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (далее – дети, страдающие заболеваниями вследствие чернобыльской катастрофы);
6) лица, указанные в пункте 1 статьи 1 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
7) лица, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, указанных в статье 2 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
8) лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации, указанных в статье 3 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
9) лица, эвакуированные, указанные в пункте 3 статьи 1 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
10) семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, указанных в статьях 2 и 3 Федерального закона “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”, в случае, если смерть кормильца явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;
11) лица, указанные в статье 2 Федерального закона “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
12) лица, указанные в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска”;
13) семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска”;
14) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, указанные в статье 4 и участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами, указанные в подпункте “з” подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”;
15) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах “а” – “ж” и “и” подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”;
16) ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О ветеранах”;
17) ветераны Великой Отечественной войны, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
18) члены семей, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона “О ветеранах”;
19) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;
20) инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, а также семьи с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на уплату взносов на капремонт, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного из минимального размера взноса (5,90 руб. в Калининградской области), и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения (Согласно Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 ЖК РФ и статью 179 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
22) 24 марта 2016 года областной Думой был принят закон Калининградской области о внесении изменений в Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».
В соответствии с законом компенсация расходов на уплату взносов на капремонт, рассчитанного из минимального размера взноса (5,90 руб. в Калининградской области), и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения предоставляется:
– одиноко проживающим неработающим пенсионерам старше 70 лет, собственникам жилых помещений, в размере 50 процентов;
– неработающим пенсионерам старше 70 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, в размере 50 процентов;
– одиноко проживающим неработающим пенсионерам старше 80 лет, собственникам жилых помещений, в размере 100 процентов;
– неработающим пенсионерам старше 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, в размере 100 процентов.
– одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, получающим социальную доплату к пенсии, а также собственникам жилых помещений, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих пенсионеров, являющиеся получателями социальной доплаты к пенсии, – в размере пятидесяти процентов.
Для расчета минимального взноса для категории граждан «пенсионеры» предусмотрен размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (в соответствии с законом Калининградской области от 12.07.2006 г. «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»), а именно:
– 21 кв. метр – на одного члена семьи из трех и более человек;
– 55 кв. метров – на семью из двух человек;
– 39 кв. метров или площадь однокомнатной квартиры – на одиноко проживающего человека.
Компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется аналогично компенсации оплаты коммунальных услуг. Т.е. компенсирующие выплаты перечисляются гражданам после предоставления ими пакета документов в многофункциональные центры по месту жительства.